SetTitle("Вопрос-ответ"); ?>

Обращение граждан


Модернизация образования в вопросах и ответах

1. Вопрос: Должен ли учитель начальной школы участвовать в разработке основной образовательной программы начального общего образования?

Ответ: Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Соответственно участие учителя начальной школы в разработке отдельных компонентов основной образовательной программы таких, как: программа духовно-нравственного развития и воспитания, программа формирования универсальных учебных действий, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, система достижения планируемых результатов, а также рабочих программ отдельных предметов, является обязательной составляющей его профессиональной деятельности. Мера участия конкретного педагога в разработке данных компонентов определяется образовательным учреждением самостоятельно.

2. Вопрос: Если дошкольное образование становится уровнем общего образования и вместе с тем объявляется преемственность всех уровней общего образования, означает ли это, что дошкольное образование становится обязательным?

Ответ: Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а все образовательные программы общего образования, в том числе и дошкольного, являются преемственными (п. 1 ч. 4 ст. 10; ч. 1 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Вместе с тем в ст. 64 Закона, озаглавленной «Дошкольное образование», ничего не говорится о его обязательности.

Согласно ч. 5 ст. 66 рассматриваемого Федерального закона обязательными уровнями образования являются начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Такого требования в отношении дошкольного образования не предусмотрено.

Следовательно, дошкольное образование не является обязательным уровнем образования, необходимым для освоения образовательных программ последующих уровней общего образования, как и освоение образовательных программ среднего профессионального образования не является обязательным для освоения программ высшего образования.

3. Вопрос: Какие возможности для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов предоставляются в Калужской области?

Ответ: Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) и дети-инвалиды в Калужской области имеют возможность получить качественное общее образование по выбору в форме специального (коррекционного), надомного, дистанционного образования и инклюзивного образования.

В Калужской области функционируют 13 специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее – учреждения). Направление детей в учреждения осуществляется министерством образования и науки Калужской области с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. В области работает 5 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий и Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия.

Основная задача учреждений – это поиск современных моделей обучения, которые направлены на повышение качества образования обучающихся с ОВЗ, создание необходимых условий для реализации индивидуальных образовательных потребностей и реабилитационного потенциала каждого ребенка с ОВЗ и оказание психолого-педагогической поддержки для формирования жизненных компетенций и успешной социализации.

Во всех учреждениях созданы службы психолого-педагогического сопровождения детей, в которые входят педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, действуют психолого-медико-педагогические консилиумы, определяющие индивидуальный маршрут обучения и программу комплексной коррекционно-развивающей помощи каждому ребенку.

Для психологической коррекции, снятия стрессов, преодоления сезонных депрессий, а также стимуляции различных функций организма: слуха, зрения,осязания, обоняния, в том числе для с лиц с психическими нарушениями, -оборудованы мультисенсорные комнаты.

Школы-интернаты для глухих и слабослышащих оснащены современной звукоусиливающей аппаратурой, которая помогает детям с нарушением слуха успешно преодолевать коммуникативный барьер.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы и долгосрочной целевой программы «Доступная среда в Калужской области» (2011-2015 годы) в области сформирована сеть базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития. В 2012 году в 2-х образовательных учреждениях (государственная казенная общеобразовательная школа-интернат Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования» и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Обнинска) созданы специальные условия для обучения детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и с нарушением зрения, закуплено специальное, реабилитационное и компьютерное оборудование, установлены пандусы. В 2014 году за счет средств федерального, областного и местного бюджетов созданы специальные условия для обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ еще в 43-х общеобразовательных учреждениях области.

Одну из категорий обучающихся инвалидов составляют лица, которые по состоянию здоровья не имеют возможности посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому. В последние годы в качестве эффективного средства организации образования лиц этой категории рассматривается развитие дистанционной формы обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. На базе государственной казенной общеобразовательной школы-интерната Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования» создан центр дистанционного образования для детей-инвалидов, обучающихся на дому, подготовлена материально-техническая и учебно-методическая база, приобретено телекоммуникационное оборудование, закуплено компьютерное оборудование для обучения детей-инвалидов и педагогов, обучены педагоги и родители.

Профессиональное образование инвалидов рассматривается как важная составляющая системы их непрерывного образования, значительно расширяющая возможности их последующего трудоустройства. В связи с этим органами государственной власти Калужской области принимаются меры по созданию условий для получения инвалидами профессионального образования в учреждения СПО.

В системе среднего профессионального образования осуществляют образовательную деятельность 35 учреждений, подведомственных министерству образования и науки области, в которых обучается 104 студента-инвалида.

Практическую реализацию права инвалидов на среднее профессиональное образование осуществляет государственное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования Калужской области «Профессиональное училище «Калужский реабилитационно-образовательный комплекс», предназначенное для обучения 120 инвалидов по шести профессиям: обувщик, швея, слесарь, оператор ПЭВ, мастер по плетению из лозы, по росписи по дереву. С 2005 года успешно работают по программе начального профессионального образования «Мастер по обработке цифровой информации» учебное отделение информационных технологий, отделение профессиональной подготовки операторов ПЭВМ и отделение дистанционного образования. Учреждение является единственным профессиональным училищем в России, где практикуется бесплатная передача на период обучения в пользование инвалидам на дом новейшей компьютерной техники, оснащенной всем необходимым учебным материалом, и обеспечивается Интернет – соединение с преподавателем в режиме реального времени.

Калужский реабилитационно-образовательный комплекс это не только образовательное учреждение, но и организационно-методический, информационно-аналитический, культурный и профориентационный центр для лиц с ограниченными возможностями здоровья для всей Калужской области.

4. Вопрос: Сейчас всё большее распространение получает размещение методических материалов в электронных сетях. Рассматриваются ли как публикации и засчитываются ли при аттестации (определении квалификационной категории) методические разработки, размещенные в электронном виде?

Ответ: Материалы в электронных сетях рассматриваются как авторские публикации только если они размещены в электронных изданиях, отвечающих требованиям издательских ГОСТов. Все электронные издания, так же как и печатные, должны проходить процедуру рецензирования и иметь знак охраны авторского права — ©, или Copyright.

«Знак охраны авторского права» — состоит из латинской буквы «С» в круге и фамилии с инициалами автора, также указывается год первой публикации произведения.

Вторым фактором гарантии на признание авторского права является ISBN — международный стандартный книжный номер (уникальный «паспортный» номер издания, используемый во всем мире в сфере книжного бизнеса, издательского и библиотечного дела для идентификации и автоматизации работы с изданием). Один и тот же номер ISBN не может быть присвоен разным изданиям.

Важными индикаторами электронного издания являются также обязательные классификационные индексы ББК и УДК.

Индекс ББК — это индекс Библиотечно-библиографической классификации — национальной классификационной системы России.

Индекс УДК — это индекс Универса́льной десяти́чной классифика́ции — системы классификации информации, широко используемой во всем мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек и баз данных.

Индексы ББК, УДК, авторский знак и ISBN составляют издательский пакет, который КГИРО будет присваивать своим электронным изданиям.

5. Вопрос: Существуют ли какие-либо новые требования к оформлению материалов для их размещения в электронных изданиях? Где с ними можно познакомиться?

Ответ: Да, существуют. В 2014 году введен новый государственный стандарт на электронные издания.

Электронное издание — электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

По технологии распространения ЭИ подразделяется на:

· локальное электронное издание — электронное издание, предназначенное для использования в режиме локального доступа и распространяемое в виде:
- идентичных экземпляров (тиража) на съемных машиночитаемых носителях;
- файлов для использования на специализированных устройствах для воспроизведения текста, звука, изображения.

· электронное издание сетевого распространения — электронное издание, удаленный доступ к которому осуществляется с другого компьютера, или иного специализированного устройства через информационно-телекоммуникационные сети.

· электронное издание комплексного распространения (ГОСТ Р 7.0.83–2013) — электронное издание, часть элементов которого предназначена для локального использования и распространения, другая часть элементов предназначена для распространения через информационно-телекоммуникационные сети.

При подготовке электронного издания необходимо ориентироваться на:

· ГОСТ Р 7.0.83–2013 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения». Дата введения 01.03.2014 г.

· ГОСТ 7.82–2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления»

В 2015 году КГИРО планируется разработка и реализация образовательных модулей, формирующих компетенции, необходимые для подготовки публикаций, обобщающих успешный опыт педагогической инновационной деятельности.